Статьи

«Техника трёх фраз»

Общение с детьми нелёгкая задача. Как выдержать баланс между поощрением и наказанием? Многие из нас недостаточно ярко демонстрируют свои положительные эмоции и чувства при успехах ребёнка и акцентировано наказывают за поведение не соответствующее нашим «стандартам». Или наоборот, боимся обидеть своё чадо, пытаемся не замечать его плохого поведения. Ещё один иррациональный вариант: родители стремятся быстро прекратить капризы ребёнка, дав ему всё, что он ни пожелает в этот момент. При этом акцентировано хвалят даже за те вещи, которые нормальны и естественны и не требуют такого огромного внимания со знаком «плюс». Все эти схемы взаимодействия с ребёнком чаще всего приводят к серьёзным проблемам в поведении. Существует ещё одна схема взаимодействия с ребёнком, ведущая к негативным последствиям. Мы часто привыкаем к собственным стереотипам реагирования и воспитательным приёмам, при этом, не замечая, что ребёнок вырос. Следовательно, должна видоизмениться и система взаимодействия с ним. Например, когда ребёнку полгода, мы стараемся максимально помочь ему адаптироваться к миру и выполняем многие действия за него, а при неправильном поведении ограничиваемся короткими указаниями («так не надо делать»). Но, когда ребёнку уже три года, такой стереотип поведения уже не эффективен и даже вреден, а мы по-прежнему пытаемся делать всё за него и при нежелательных действиях ограничиваться словами типа «не надо так». Однако в три года ребёнок способен понимать более содержательные формулировки и испытывает потребность к установлению элементарных причинно-следственных связей. Недаром этот возраст называется возрастом «Почему?» Это лишь маленькие примеры взаимодействия родителей с детьми. Как же выдержать баланс между поощрением и наказанием?
Читать дальше…

Непоседа, заноза, егоза?

Газета «Новости Недели»

Непоседа, заноза, егоза?
Рубрика: Школа для родителей

В последнее время родители и педагоги все чаще говорят о детской гиперактивности.
Что на самом деле означает диагноз «гиперактивность»? Имеет ли какое-то отношение к любознательности. С этими вопросами мы обратились к психологу-консультанту Дмитрию Ходыреву.

“Вечер. Готовлюсь к очередной консультации. Вдруг звонок по мобильному телефону. Взволнованный женский голос:
- Здравствуйте. Хочу проконсультироваться у вас по поводу сына. У него – гиперактивность!
- Сколько мальчику лет?
- Скоро будет четыре!
- И когда вам поставили этот диагноз?
- Какой диагноз? У нас в карте ничего такого нет…
- Так с чего же вы взяли, что у него гиперактивность?
- Ну как… Читала, слышала, общалась с другими мамами… Ну и так же видно! Мой Леша вообще на месте не сидит.
Встречаюсь с мамой и сыном на следующий день. Мы не успеваем даже представиться, а маленький Леша уже подбегает к столу, где в беспорядке лежат вещи, засыпает меня вопросами: «А это что? А это зачем? А как с этим работать? А можно подержать? Я спокойно отвечаю на все, наблюдая за поведением и реакцией мамы на происходящее. Она заметно нервничает, и, наконец, не выдерживает:
- Леша, отойди от стола! Хватит там все трогать. Положи на место.
Сын слабо реагирует на просьбы, продолжает исследовать территорию. Тут ему в руки попадает машинка:
- Можно посмотреть? У меня похожая есть, но не такая. Там цвет другой, не четыре фары, а две, в кабине сидит водитель и бампер сзади «сломат».
Я умиляюсь такой познавательной активности ребенка, а главное наблюдательности, которой взрослый может только позавидовать.
Наконец, женщина не выдерживает, берет увлеченного Лешку и сажает рядом с собой:
- А вы говорите, откуда я взяла, что он гиперактивный.
Отвечаю, пожимая плечами:
- А я и сейчас хочу задать вам этот вопрос.
Тут Леша не выдерживает и спрашивает:
- А что мы тут будем делать? Мне говорили заниматься, рисовать? Да?
Даю парню диагностическую методику: найти среди букв изображение и некоторые другие задания. Алексей охотно за них берется, и в итоге со всеми справляется «на ура». Мама с удивлением наблюдает за спокойным и увлеченным сыном.
Как вы уже поняли, у нашего Леши не было никакой гиперактивности, а была лишь перепуганная мама, которая как могла, старалась получить максимум информации об этой «патологии». По окончании встречи мне осталось лишь дать ей несколько советов, касающихся воспитания сына. Несколько удивленная итогами беседы, но довольная, она ушла.
С подобными подозрениями ко мне обращаются довольно часто. В описанном случае мама не смогла точно оценить поведение ребенка. Она лишь увидела один фактор, напоминающий проявление гиперактивности и тут же поставила сыну диагноз. К счастью не стала дальше собирать информацию из сомнительных источников, а раз и навсегда решила свои вопросы, обратившись к специалисту. Тем более стоит заметить, что тема гиперактивности действительно в последнее время несколько раздута, а исчерпывающую объективную информацию найти трудно.
Но давайте по порядку. Состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) – медицинский диагноз, патология, затрагивающая и органический и психологический уровень.
В ее основе лежат три основных условия: ребенок абсолютно не внимателен, обладает очень высокой двигательной активностью и импульсивностью (то есть, выдает реакцию или ответ на вопрос раньше, чем смог его осмыслить). Приведу пример. Ученик на уроке постоянно вертится, роняет предметы, не слышит просьбы и замечания педагога, тянет руку, недослушав вопроса, а потом не может на него ответить. Таким детям после постановки диагноза врачи-специалисты могут назначить медицинские препараты и мероприятия, развивающие и корректирующие поведение.
В случае с Алексеем мама забеспокоилась, отметив высокий уровень активности. Но эта активность не была хаотичной. Ребенок пытался собрать как можно больше информации о предметах и их свойствах. А какое внимание у Лешки? Как четко он описал по памяти различия двух машинок. Скажите мне, например, сколько клавиш навигации или прорезей для микрофона в вашем мобильном? А ведь это предмет, который вы видите десятки раз в день.
Было бы странно видеть четырехгодовало рассудительного и с размеренными и обдуманными действиями ребенка. Вот и Лешка абсолютно не гиперактивный, а вполне нормальный: шустрый и любознательный мальчишка.
С такими активными, как наш герой, детьми нужно просто правильно общаться.
Поймите и примите то, что по объективным причинам ваш ребенок не может выполнить все требования, потому что не может переключиться или одновременно контролировать сразу два вида деятельности. Не комментируйте его недостатки, не акцентируйте на них внимания. Это не исправит положение. Напротив. Будет расти тревожность, упадет самооценка, и, в конце концов, мы получим или агрессивного асоциального подростка, или безынициативного человека, стремящегося постоянно «уйти в тень». Дети с признаками гиперактивности, выросшие в доброжелательной атмосфере, как правило, преодолевают свою проблему и становятся успешными и деятельными людьми. Их уровень активности позволяет им быстро ориентироваться в социальной и профессиональной среде. Вот еще несколько советов, которые помогут подготовить непоседу к школе:
• снизьте «планку» ожиданий и не требуйте от ребенка того, что он не способен сделать.
• ставьте перед ним как можно более конкретную и узкую задачу. Помните о том, что он не может распределять внимание, поэтому просьбы должны быть короткими и четкими.
• во время выполнения задания, требующего времени и сосредоточенности, не заставляйте выполнить работу быстро и до конца. Делайте перерывы в работе.
• если хотите обратить внимание ребенка на себя, когда он разыгрался, не кричите. Попробуйте или прикоснуться к нему или заговорите шепотом. Задайте обескураживающий вопрос, резко смените тему разговора. Это вам гораздо больше поможет, чем крик и нотация.
• развивайте внимание. Существует много литературы, где вы можете подобрать игры на развитие внимания. Когда внимание будет развито на должном уровне, переходите к играм на развитие усидчивости и самоконтроля.

Подготовила Зинаида ТАРАРУЕВА

Далее…

Первые трудности

Газета «Новости Недели»

Начало учебного года часто становится серьезным испытанием для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Первые трудности
Рубрика: Советы психолога

С наступлением сентября в редакцию начали поступать вопросы от родителей, касающиеся адаптации к детскому саду и школе. Мы попросили ответить на них психолога Дмитрия Ходырева. По ходу беседы, он поделился случаями из своей практики.

- Отучившись всего неделю, дочь-первоклассница заявила: «В школе скучно, не хочу учиться». Боюсь, что этой фразой закончился ее энтузиазм. А ведь она так хотела быть ученицей, когда ходила в садик.

- Это распространенная проблема. Интерес стал пропадать, когда исчез первый эффект новизны. Возможно, девочка столкнулась с неудачей, трудностями или критикой. Во-первых, подождите, когда выработаться привычка (прошло слишком мало времени для полной адаптации). Во-вторых, доходчиво объясните ученице, что у каждого есть свои обязанности, которые необходимо исполнять и, главное, для чего это нужно. И не забывайте хвалить ее, искренне интересуйтесь школьной жизнью, рассказывайте какие-нибудь случаи из вашего детства, связанные с учебой.

- За год до школы мы научили сына читать. Но, возможно, перегнули палку: теперь Ваня вовсе отказывается читать. Мало того, он даже не желает слушать других чтецов. На продленке все дети с открытыми ртами слушают учителя, а наш говорит, что хочет играть или рисовать.

- Вы слишком много времени уделили учебе. Про таких детей как ваш сын говорят: «не доиграл». Вторая возможная причина – книги, которые вы читали, были очень интересными. И теперь мальчику элементарно скучно постигать азы чтения по букварю второй раз. Возможно, уча сына, вы продолжали много читать ему, и теперь ему лень это делать самому. Подберите для домашнего чтения книги, которые были бы ему интересны. Можно использовать и соревновательный момент: подмечайте, сколько он читает за определенный отрезок времени, и поощряйте прогресс.

- До садика моя дочь была совершенно здоровым ребенком – за три года всего пару раз подхватывала вирусную инфекцию. Пошла в этом году в садик, и заболела уже на третий день. Может это из-за психологической травмы? Опасаюсь, что она будет болеть каждые два месяца, как малыши некоторых моих подруг, посещающие сады.

- Думаю, вы рано забеспокоились. Просто в большом коллективе неокрепший иммунитет не справляется. Немного ослабло здоровье и из-за адаптации. Так что, если на первых порах ребенок будет чаще болеть – это нормально. Со временем иммунитет окрепнет. О психологических проблемах свидетельствуют плохие сон и аппетит, плаксивость, отказ идти в сад, утомляемость. В данном случае следует обратиться к психологу.

- Мой ребенок учится во втором классе. В детском саду больших проблем с ним не было. Трудности начались в школе: плохо успевал, часто отвлекался, жаловался на память. В этом году сын начал бояться выполнять задания. Из школы приходит расстроенный и подавленный. Иногда жалуется на головные боли. Что происходит в школе, рассказывает с неохотой.

- Скорее всего, здесь скрыт целый комплекс проблем. Вам узнать выяснить, что происходит на уроках. Поговорите с учителем, выясните его педагогические методы и реакцию на действия вашего ребенка (несобранность или неправильный ответ). Кроме того, наверняка существуют и объективные физиологические проблемы. Судя по тому, что ситуация усугубляется, думаю, стоит обратиться к психоневрологу, а затем к психологу. Психоневролог скажет, есть ли какие-нибудь объективные органические нарушения, а психолог поможет выработать модель общения с ребенком.

Подготовила Зинаида ТАРАРУЕВА

Далее…

Советы психолога

Газета «Новости Недели»

Живой отклик вызвала у читателей рубрика, где непростые случаи разбирает психолог-консультант Дмитрий Ходырев. Мы вновь адресуем ему накопившиеся в редакции вопросы. И вновь большая их часть касается адаптации к детскому саду и школе.

Рубрика: Советы психолога

- Наша Люда очень хорошо учится, но, несмотря на это, постоянно неудовлетворенна собой. Порой, получив четверку, расстраивается до слез. Учитель говорит, что не может предугадать, когда она пойдет к доске спокойно, а когда разнервничается и попытается уйти от ответа.

- Вероятно, вы предъявляли к ребенку завышенные требования, слабо хвалили за успехи, каждый раз давая понять, что ждете большего, а относительные неудачи отмечали особо. Теперь девочка любой ценой стремится оправдать ваши ожидания и очень боится не соответствовать запросам. Сложившуюся ситуацию придется долго и трудно исправлять. Для начала нужно изменить ваше отношение к ребенку: снизьте уровень ожиданий, адекватно оцените возможности и успехи, акцентируйте внимание на успехах. При случае заметьте, что четверка – это тоже хорошая оценка, а быть безупречной во всем невозможно. Подкрепите это рассказами из собственной жизни.

- Посещаем среднюю группу детского сада. Раньше мальчик ходил с удовольствием, а две недели назад как отрезало: по утрам плачет и заявляет, что в сад не пойдет. Что делать?

- Постарайтесь вспомнить конкретный день, когда ребенок впервые не захотел пойти в детский сад. Поговорите с воспитателем о том, что происходило в течение того дня, может произошел конфликт. Узнав причину, поговорите с психологом, который работает в вашем саду. Думаю, он сможет подсказать, как отработать последствия травмирующей ситуации.

- Мой сын в следующем году пойдет в первый класс. Подскажите, что необходимо делать, для того чтобы он пошел в школу хорошо подготовленным и учился с удовольствием.

- Научите ребенка читать, делать элементарные математические вычисления, тренируйте внимание и память. Думаю, вам не составит труда найти необходимую литературу. Кроме того, научите будущего ученика организовать свое время. Объясните для чего это необходимо. А для того, чтобы сын почувствовал себя в школьной среде комфортно, рассказывайте ему интересные истории из своей школьной жизни, покажите здание школы, в которую планируете его отдать. Ближе к концу учебного года зайдите в нее пару раз, чтобы у ребенка была возможность осмотреться и сориентироваться в обстановке. Если есть возможность, подойдите к будущему классному руководителю и поговорите с ним так, будто вы в добрых приятельских отношениях. Это расположит ребенка к общению с учителем.

- Работаю в детском саду воспитателем, веду подготовительную группу. Одна девочка была раньше общительной, а в этом году отказывается играть с детьми, чаще сидит в сторонке с книжкой. На уроках она активная, тянет руку, хотя раньше не проявляла такого энтузиазма, постоянно шалила. Порой расстраивается до слез, если я хвалю другого ребенка или прошу его ответить. Но ведь я же не могу всегда спрашивать только ее. Как мне себя вести в данной ситуации?

- Скорее всего, летом родители дали дочери установку: «Ты уже большая! Хватит играть в игрушки – пора готовится к школе!» Примерная девочка подчинилась, а ведь столь сильная учебная мотивация может навредить ее психике: усилится тревожность, разовьется астения. Ребенку в 5-6 лет необходимо играть. Поговорите с родителями, объясните, что их дочь хорошо развита, поэтому у них нет оснований тревожиться по поводу ее успешности. Примерно, то же самое нужно сказать и девочке. Объясните, что она имеет полное право играть с остальными детьми.

- С недавних пор четырнадцатилетний сын все свободное время проводит с друзьями. Компания неплохая, но на уроки остается совсем мало времени. Например, может сесть за домашнее задание ночью, сделать на скорую руку. Ругаем, объясняем, но ничего не помогает.

- Сейчас для него, как и для всех подростков, самое главное – общение со сверстниками. Не запрещайте общаться с друзьями, а попытайтесь перейти с контролирующих отношений на дружеские. Искренне интересуйтесь всеми сторонами его жизни, вспомните себя в этом возрасте, поделитесь опытом. Подумайте, чем можно заинтересовать его в учебе. В химии и физике есть интересные опыты, в истории и биологии занимательные факты, в русском языке высказывания, крылатые выражения, ребусы. Подумайте, к чему склонен сын и стимулируйте интерес к этим сферам. Не требуйте от него выдающихся успехов по всем предметам. Через некоторое время вы обретете доверие и правильную систему распределения приоритетов у подростка.

Подготовила Зинаида ТАРАРУЕВА

Далее…

Учительница первая моя

Газета «Новости Недели»

«Книжки добрые любить и воспитанными быть…»

Учительница первая моя
Рубрика: Выбор

До начала нового учебного года еще пять месяцев, но родители будущих первоклассников уже штурмуют лучшие, на их взгляд, школы города. Многие стремятся непременно записать своего ребенка в самую-самую. Но какую же школу следует считать самой лучшей? Боюсь, однозначного ответа на этот вопрос попросту нет. От дотошных пап и мам мне довелось услышать, по крайней мере, о пяти наилучших учебных заведениях Электростали!

Обнадеживает, не так ли? По крайней мере, такой разброс мнений означает, что в нашем городе много хороших школ. Следовательно, будем выбирать не лучшую в общем понимании, а лучшую для вас и вашего ребенка школу.
Может, недолго думая, отдать сына или дочь в ту, что ближе к дому? Безусловно, если пугает перспектива ежедневно в течение нескольких лет возить ученика на другой конец города. Расстояние вас не страшит? Но и в этом случае не стоит поддаваться всеобщему ажиотажу в поисках «лучшей из лучших». Порассуждаем. Неужели в разрекламированных другими родителями школах дети не учатся на двойки, а выпускники обычных, на первых взгляд, учебных заведений не поступают на бюджетные места в престижные вузы? Продолжим. Остановить выбор на одном из городских лицеев, где большое внимание уделяют изучению точных наук или отдать чадо в школу с углубленным изучением иностранных языков? А вы уверены, что через шесть лет ваш ребенок «всеми фибрами души» полюбит физику? Ответы наводят на мысль, что выбирать надо все-таки не столько учебное заведение, сколько первого учителя. От его профессионализма, личностных качеств и отношения к ученикам зависит то, как сложатся отношения первоклашки со школой.
Мы попросили психолога-консультанта Дмитрия Ходырева подсказать, на что родителям следует обратить внимание, знакомясь с потенциальной первой учительницей сына или дочери.

- Для многих родителей выбор школы начинается с подготовительных курсов. Там удобнее всего хорошо познакомиться с будущей классной мамой. Какой она должна быть? Безусловно, рассудительной, вдумчивой, последовательной, строгой, уверенной в себе… Список можно продолжать и дальше. Однако в первую очередь педагог должен быть симпатичен вам как человек. Хорошо, если классная, по крайней мере, на первое время в прямом смысле станет вашему ребенку второй мамой: успокоит при необходимости, поможет одеться, проводит в туалет. Кстати, бывает, что первоклашки, забывшись, называют первую учительницу мамой.
Кроме того, педагог должен достаточное время уделять внеклассной работе: ходить с ребятами на экскурсии, проводить в классе огоньки, готовить сообща театрализованные сценки. Не следует, однако, забывать, что если ваш ребенок, к примеру, неспешный меланхолик, а учитель, к которому вы присматриваетесь, буквально высекает искры из воздуха своей активностью, вряд ли он сможет уделять вашему тихоне много внимания. Идеальный вариант, когда темпераменты ученика и классного руководителя совпадают. Для бойкого, шаловливого мальчишки авторитетом станет энергичный педагог, а тихоне и интроверту, напротив, проще общаться со спокойным, уравновешенным учителем. При этом, стремясь стать детям другом, преподаватель должен уметь держать дистанцию.
Нередко родители считают, что у ребенка должен быть максимально сильный старт. Тогда, дескать, он получит нужный багаж знаний, с которыми ему будет легче учиться в средних классах. Но аналогия с ракетой, которую с огромными перегрузками сначала нужно вывести на околоземную орбиту, а дальше она будет двигаться с большой скоростью незначительными усилиями, здесь не работает. Ребенок не ракета, может и сломаться. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем пытаться запихнуть вчерашнего детсадовца в класс к очень сильному и требовательному педагогу.

Подготовила Зинаида ТАРАРУЕВА

Далее…

Газета “1 Сентября” (профессианальная газета для педагогов)

Три мишени
Тренинговая работа с детьми с признаками
синдрома гиперактивности

Оригинальная программа психокоррекционной работы с детьми и подростками с СГА и отклоняющимся поведением разработана доктором медицинских наук, профессором, заведующим кафедрой детской и подростковой психиатрии и психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) Юрием Степановичем Шевченко Читать дальше…


Дорогие коллеги!
Поздравляем вас с завершением очередного конкурса
методических и научно-практических разработок
«Практический психолог образования — 2008»!

Его тема была определена как
«НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ: ПОИСКИ И НАХОДКИ».
Приятно отметить, что большинство присланных материалов содержали
интересные идеи и авторские наработки. Всего мы получили 96 работ,
которые достаточно равномерно распределились по четырем номинациям.

Читать дальше…

Газета “Молва” (Электросталь)

Не проходит и дня, как какой-нибудь ребенок, в темноте перебегая дорогу, не рассчитывает свои силы и, не замеченный водителем, попадает под автомобиль. Хорошо, если отделывается несколькими ушибами, а если нет… В конце ноября в нашей редакции состоялся «круглый стол» с представителями администрации Читать дальше…


Очень часто родители сталкиваются с проблемой раннего пробуждения ребенка. Ходит он в школу или детский сад – вопрос правильного подъема остается актуальным. Как разбудить малыша, чтобы он встал без слез и истерик? Пробуждение должно быть приятным, ведь именно утро делает день добрым Читать дальше…


Наши дети растут в мире высоких технологий, где малыши с раннего возраста знают, что такое смартфон, планшет, PSP. Зачастую такая продвинутость не всегда идет на пользу: дети предпочитают живому общению интернет, развивающим игрушкам — компьютерные «стрелялки», пропадает интерес к спорту и книгам Читать дальше…

Официальный сайт Практической психологии образования МО

12-20.05.2009. Итоги областного этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2009»

В областном этапе Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России – 2009» приняли участие 37 победителей муниципального этапа конкурса Читать дальше…

Задайте вопрос Дмитрию

ЗАКРЫТЬ

Ваш вопрос отправлен

Заполните форму

Имя *
Email *
Ваш вопрос *
* Поля, обязательные для заполнения