Привет, студенты!
Хочу вам дать подсказки о том, как облегчить себе жизнь и повысить эффективность обучения.
Во-первых, если у вас есть возможность, идите в «центральный» ВУЗ на очное отделение. При выборе может показаться, что «заочка» легче и высвобождается свободное время. Поверьте, в филиалах на «заочке» качество образования и уж точно, количество информации гораздо ниже. В результате вы будете постоянно испытывать дефицит информации. Как следствие, возникают трудности при написании диплома, затем трудности в поиске работы. Найдя работу, молодые специалисты испытывают трудности в ориентировке внутри профессиональной деятельности. Представьте себе хирурга, вырезающего аппендицит, исходя из теоретического объяснения «на пальцах».
К слову о «заочке»… Строго говоря, наша профессия очень ответственна. Ошибки могут иметь серьёзные последствия, поэтому «заочкой» у психологов является форма образования, совпадающая по часам с «вечерней» формой обучения. (Вечерняя форма обучения подразумевает большее количество часов). Проверяйте количество часов, которые вам выдают по дисциплинам.
Если вы уже студенты и столкнулись с ситуацией дефицита информации, хочу вам дать несколько подсказок по написанию научных работ (курсовых, дипломов). Эти работы отличаются только объемом и содержат теоретическую, практическую и математическую части исследования. Теоретическую часть должны составлять параграфы, описывающие научные теории и факты исследований в интересующей вас сфере. Каждый параграф должен описывать один из психологических феноменов исследования, будь то возраст испытуемых, свойство психики, особенности поведения и т.п.
Практическая часть должна содержать чёткое описание выборки испытуемых, понятийный аппарат и ход исследования. После описания исследования приведите все первичные результаты, затем примените метод качественного сравнительного анализа. Суть анализа состоит в сравнении первичных данных между различными диагностическими показателями внутри выборки или между выборками, если у вас их две или более. Затем используйте метод корреляционного анализа. Помните, что не каждый метод корреляции подойдёт для вашего конкретного случая. Здесь студенты обычно испытывают трудности. Не бойтесь советоваться и просить помощи – это сэкономит ваше время и нервы. Не делайте корреляцию «вручную» – пожалейте себя! Сейчас для этого существуют удобные компьютерные программы. Это не возбраняется. Не знаете о них? Найдите человека, который поможет вам в этом разобраться. Залог успеха при сдаче: грамотно и подробно проанализируйте значимые показатели корреляции.
Конечно, в каждом ВУЗе есть свои нюансы в требованиях к написанию диплома, но я, подскажу вам несколько универсальных принципов успешного написания научной работы:
-
Начинать работу лучше всего с определения «понятийного аппарата». Это актуальность, предмет, объект, цель, задачи, и главное, гипотеза. Это ядро всей вашей работы.
-
Каждый параграф отражает только один из психологических феноменов исследования.
-
Соотношение между первой и второй главой должно быть примерно 50% * 50% (+/- 10 %). Лучше увеличить объём практики.
-
Большой страх и заблуждение – это отсутствие факта подтверждения гипотезы. Не бойтесь! Если ваше исследование реально и правдиво, доказательство опровержения гипотезы является таким же весомым результатом, как и её подтверждение. Главное грамотно обосновать полученный результат.
-
Хорошо ориентируйтесь в практике, цифрах корреляции и структуре работы. Ваше уверенное обращение с работой многое значит.
-
Не пренебрегайте процедурой предзащиты. Это отличный шанс увидеть слабые места, довести работу до ума и ощутить себя в ситуации защиты. Если вам не предлагают предзащиту – требуйте. Это ваше право.
-
Если с вас требуют все протоколы исследования на каждого испытуемого – это неправильно и непрофессионально. Вы должны представить обобщённые результаты с сохранением тайны личности испытуемых. В противном случае нарушается этический принцип конфиденциальности информации. Кроме того, вы проводите исследование не самостоятельно, а в сотрудничестве с психологом, так как вы ещё студент. В этом случае протоколы исследования – это документы, которые психолог не сможет вам отдать.
Так выглядят основные принципы успешного написания и сдачи диплома.
Если у вас остаются сомнения и вопросы по написанию диплома, обращайтесь, постараюсь помочь.